СКС-2012-режим ручного управления (выдержка)

«СЕТИ И БИЗНЕС» • №1 (68) 2013

                                                                                                    

Короба и гофры
До определенного момента пластиковые короба и гофротрубы поставлялись в Украину из-за рубежа. В настоящее время производство налажено и в нашей стране. Компании «ДКС Украины» и «Копос элек тро» выпускают пластиковые кабельные каналы и гофрированные пластиковые трубы. В то же время гофротрубы из ПВХ выпускает также на своих производственных мощностях компания «Нет Лайн». В дополнение к изложенному следует отметить, что предприятие «Украинские системы кабельных трасс» (ТМ «СКаТ») производит на своем оборудовании гибкие металлические гофрированные трубы (металлорукав), которые могут применяться в условиях агрессивных сред.
Расчеты показывают, что в 2012 году на один проект СКС в среднем пришлось по 63 м короба. Это существенно ниже показателя 2011 года (88 м).
В 2012-м рынок пластиковых кабельных каналов претерпел определенные изменения (рис. 10). На первое место по продажам в сегменте СКС вышла компания «ДКС» с долей 48,0%, занимавшая по итогам 2011 года второе место с показателем 26,4%. Лидер 2011 года компания Kopos, имевшая долю рынка 31,7%, переместилась на второе место (19,1%). На третьей позиции, как и в прошлый раз, Marshall Tufflex, хотя его доля и снизилась на 3,6%. Legrand улучшил свое положение, поменявшись местами с МК Electric и заняв четвертое место (8,7%). На пятом месте МК Electric (5,9%). Позиции остальных игроков не являются столь значительными и возникают в инсталляциях скорее эпизодически, чем системно. Отметим, что в сумме первая пятерка производителей занимает 97,3% украинского рынка.
Детальное исследование рынка пластиковых кабель- каналов и гофротруб было представлено в публикации «Высокое искусство экструзии: электротехнические трубы и кабель-каналы», СиБ 2012, №5, с. 28. Поэтому детально останавливаться на особенностях этого сегмента мы не будем. Отметим лишь, что перечень производителей, представленных на украинском рынке пластиковых труб, несколько шире.
Имеет также смысл представить рейтинг популярности производителей пластиковых коробов (рис. 11). Компания «ДКС» лидирует как по доле рынка, так и по рейтингу (70,8%). Marshall Tufflex  и Kopos имеют одинаковый рейтинг популярности (45,8%). Востребованность коробов Legrand также достаточно высока (41,7%). Пятое место как по доле рынка, так и по рейтингу занимает MK Electric – 25,0%.  Компания OBO Bettermann и «ИЭК» имеют относительно невысокие показатели, однако известно, что их продукция достаточно хорошо представлена в электротехническом секторе.
Рейтинг использования гофрированных труб представлен на рис. 12.Наибольшей популярностью на рынке СКС обладают гофрированные пластиковые трубы производства ДКС. Рейтинг этого производителя составил 64,0%. Как и в прошлом году, за продукцией этой торговой марки безоговорочное лидерство. Второе и третье места с рейтингом в 36,0% занимают «Нет Лайн» (гофротруба марки Flexa) и Kopos. Труба Flexa улучшила свой рейтинг по сравнению с показателем 2011 года на 7,7%. Позиция Коро5 улучшилась на 3,9%. Четвертое место в рейтинге занимает продукция «ИЭК» (8,0%).
Отметим, что 20,0% инсталляторов используют гофротрубы без определенной маркировки (лопате). С большой долей вероятности это продукция отечественного производства, ведь известно, что ввозить гофрированные трубы из-за рубежа невыгодно.
Маркировка на изделиях из ПВХ отсутствует, поэтому определить завод-изготовитель по внешнему виду трубы сможет лишь эксперт-технолог.

Металлические лотки

На украинском рынке листовых лотков (сплошных и перфорированных) в 2012 году также произошли структурные изменения, как, впрочем, и в ряде других сегментов (рис. 13). Первую позицию по занимаемой доле рынке заняла продукция «ДКС» (40,2%). Годом ранее этот бренд был на третьем месте с долей 24,4%. Длительное время доминировавший в этом сегменте BÄKS (с 33,1% в 2011 году) перешел на второе место с показателем 22,3%. ТМ «СКаТ» заняла третью ступень, снизив свой прошлогодний показатель (28,9%) до уровня 18,1%.
Итого тройка лидеров сегмента листовых лотков занимает в этом году 80,6%. Годом ранее суммарная доля этих производителей составляла 86,4%.
Следует отметить увеличение доли рынка, занимаемой торговой марки Flexel (13,5%). Годом ранее она составляла всего 5,6%. В 2012 году на круговую диаграмму попали также листовые лотки ОВО Bettermann и Mepsan — оба бренда занимают по 2,8%.
Рейтинг популярности листовых лотков приведен на рис. 14. Первые два места в рейтинге соответствуют позициям «ДКС» м BÄKS в структуре долей рынка. На третьем месте мы видим TM Flexel (рейтинг 22,7%), на четвертом — «СКаТ» (18,2%). На рынке СКС, кроме производителей, представленных на круговой диаграмме, можно встретить также листовые лотки Kopos (уровень популярности 9,1%).
Структура рынка сетчатых лотков представлена на рис. 15. Лидером в этом сегменте на этот раз стала торговая марка Flexel. К такому необычному результату привело стремление конечных заказчиков выбирать для реализации проектов бюджетные решения. Бессменным лидером здесь длительное время оставался Cablofil, продукция которого относится к верхнему ценовому сегменту. Уже в 2011 году распределение между основными игроками рынка было практически паритетным. Cablofil, хотя и занимал первое место, но опережал «ДКС» всего на 0,6%. Flexel на тот момент отставал от лидера на 3,3%.
И вот, впервые в истории украинского рынка сетчатых лотков на первое место по занимаемой доле вышла компания Flexel с показателем 30,2%, На втором месте — Cablofil. Компания «ДКС» переместилась на третью позицию, увеличив при этом свою долю с 24,0% до 27,5%
Кроме лидирующей тройки, занимающей 86,6% объема рынка сетчатых лотков (годом ранее -69,9%), на диаграмме отмечены лотки Tolmega (5,2%) и Kopos (2,3%). Причем доля Tolmega понизилась на 4,4%, а Kopos улучшил свой показатель на 2,2%.
Рейтинг популярности сетчатых лотков рис. 16 адекватно отображает изменившуюся ситуацию в этом сегменте. Обращает на себя равный по величине рейтинг лотков всех трех лидеров рынка -«ДКС», Flexel и Cablofil, что является залогом их грядущей конкурентной борьбы за доминирование на рынке.